мероприятия   площадки   фестивали и конкурсы   колонки   авторы   периодика   лирунет   фото   книги   

Новые публикации

26.10.12 | Андрей Коровин: "НАШ ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕК БУДЕТ БРОНЗОВЫМ"

Автор: Андрей Коровин

– Андрей Юрьевич, в Википедии написано, что вы – «один из немногих активных организаторов литературного процесса в Москве и других городах». Насколько это соответствует действительности?

– Википеди читать дальше...


29.09.2012 | Валерий Прокошин. «Ворованный воздух»

Автор: Елена Сафронова

Валерий Прокошин. «Ворованный воздух». — М., Арт Хаус медиа, Библиотека журнала «Современная поэзия», 2012

Три года назад, 17 февраля 2009 года, не стало Валерия Прокошина (1959-2009) — одного из с читать дальше...


Арсений Гончуков.



08.06. Третья сила. Новейшая история литературного Нижнего Новгорода

Артем Филатоф: История нижегородской Точки Зрения началась осенью 2006 г. На тот момент литературный ландшафт города выглядело достаточно скудно, хотя и в таком унылом пейзаже взгляд любителя словесности мог наткнуться на что-то примечательное. На правом фланге нижегородского литературного фронта всем заведовали писательские организации города (общим числом четыре). Кружки литературной учёбы (ваш покорный слуга сам посещал один из них), весьма академичные чтения в библиотеках и ДК, выпуск (что, увы, гораздо реже) альманахов и сборников - вот основная сфера их деятельности. Что ж, весьма достойно, но здесь была (и есть) одна загвоздка – большинство участвующих в подобной деятельности писателей и поэтов совсем не следят за современным литературным процессом, читают в основном классику да друг друга. Нечего и говорить, что таким образом многие «правофланговые» писатели-традиционалисты отодвинули себя на периферию литературной жизни. Их гораздо более живыми антиподами с левого фланга являлись (и являются) представители «актуальной» поэзии. «Актуальщики» могли похвастаться регулярные чтениями (в том числе известных поэтов из Москвы), презентациями и даже ежегодным фестивалем «Стрелка». Однако и здесь есть одно «но». Актуальная поэзия – продукт очень интересный, но в некоторых своих проявлениях уж очень «элитарный». Разумеется, пропасть между левым и правым флангом нижегородской поэзии была тогда (да и остаётся до сих пор) такой же огромной, как между Востоком и Западом в известном стихотворении Киплинга, которым «никогда не сойтись».

Таким образом, к моменту основания нижегородского ЛИТО назрела необходимость появления некоей третьей силы, которая заняла бы центральную (по отношению к левому и правому флангам) нишу в литературном пространстве города. Именно такой силой и стала местная Точка Зрения, основанная, как я уже отмечал выше, осенью 2006 г. известным нижегородским журналистом и телеведущим Арсением Гончуковым. К тому времени Арсений только-только выпустил свою первую поэтическую книгу «Отчаянное рождество», был полон энергии и идей, многие из которых успешно реализовались позже в деятельности ЛИТО.

Гончуков имел прекрасные возможности для «раскрутки» местной ТЗ. Опытный журналист с обширными связями в медиа-пространстве и, главное, заместитель руководителя информационной службы телекомпании «Волга», Арсений с самого начала предоставил нижегородской ТЗ такой PR, который и не снился подавляющему большинству руководителей нижегородских (да и не только нижегородских) литобъединений. Анонсы и сюжеты о мероприятиях появлялись на «Волге» настолько часто, что его сотрудники скоро запомнили наши лица, а зрители канала успели привыкнуть к едва ли не еженедельному «поэтическому блоку» в новостях.

Уже первые чтения ЛИТО показали одну из его главных особенностей – демократизм и открытость по отношению к самым разнообразным направлениям в поэзии. В основной программе и в этот раз, и позже могли выступать поэты самых различных поэтических мировоззрений и стратегий, но всегда их объединяло одно – качество и оригинальность текстов.

Отмечу, что дебютные чтения нижегородской ТЗ сразу выявили некоторых её наиболее активных и талантливых авторов. Так, например, в этот день читала Софья Грехова, чей посвящённый неизлечимо больным детям цикл «Палата №» стал одним из главных «точкозрянских» событий осени 2006. Жёсткие стихи Греховой (я бы дал им определение «мясо с привкусом металла») сразу привлекли к себе внимание читателей Lito.ru, не привыкших к столь суровой и в то же время умело оточенной «женской лирике».

«Свободный микрофон», где свои произведения мог прочитать любой желающий, также не обошёлся без открытий. Кстати, именно в рамках наших чтений состоялась премьера «свободного микрофона» в нижегородском литпространстве. И, нужно сказать, этот демократичный и оттого достаточно рискованный формат прижился на встречах ЛИТО, придавая им динамику и некий элемент неожиданности – то, чего очень часто не хватает литературным чтениям.

Так вот, «свободный микрофон» первой встречи ЛИТО запомнился выступлением Андрея Кузечкина – талантливого и наиболее успешного из наших молодых прозаиков (ныне за его плечами – 3 лонг-листа премии «Дебют» и книга в издательстве АСТ). Запомнилось, как Андрей, имевший опыт выступления в рок-группах, лихо намотал на руку провод от микрофона и начал энергично «вбивать» в головы публики свои тексты. Последняя была вполне довольна, тем более что от прозаиков редко ждёшь столь мощной подачи. С тех пор ни один наш свободный микрофон не обходится без Андрея Кузечкина. К слову, и в основной программе он также успел поучаствовать – во время IV прозаических чтений ЛИТО, о которых я скажу чуть-чуть попозже.

Не могло не запомниться и выступление главы ЛИТО Арсения Гончукова, читавшего сильно и эмоционально. К слову, тогда для меня оставалось загадкой, как стихи Арсения могут кому-то нравиться. Впрочем, потом я понял, что в ярких, экспрессионистки избыточных и одновременно острых стихах Гончукова есть немало интересного, несмотря на их порой жёсткое, если не сказать провокационное содержание. А тогда я сидел и думал лишь одно: «Вот это жесть…».

В общем, первые чтения прошли успешно. Вот что написала по «горячим следам» одна из наиболее известных нижегородских поэтесс Марина Кулакова: «Говорю, как человек, воспринявший это со стороны… в этом чувствуется какое-то гораздо более сильное и здоровое начало, чем атмосфера, уже созданная здесь за последнее время. Я очень рада, что появилась альтернатива, точнее - это не альтернатива, это и есть мэйнстрим, которого не было!»

Однако, несмотря на такое энергичное начало, вторые чтения ЛИТО стали настоящей проверкой на прочность участников объединения. Проходили они в известном нижегородском арт-кафе «Буфет». Увы, в этот вечер в буфете вместе с нижегородской «богемой» набился «народ», причём с целью не послушать стихи, а тупо выпить-закусить. Вскоре эти товарищи поняли, что комментировать выступление наших авторов – занятие также очень увлекательное – и понеслось…

Впрочем, сорвать основную программу чтений, где свои произведения представили публике Олег Аронов, Егор Верещагин и Екатерина Маркус - им не удалось. Как и выступление наших друзей, литературного клуба «Антилир» под предводительством молодой, но очень разносторонней поэтессы Ирины Маштаковой, более известной как Тень. «Антилир» весело спародировал турнир поэтов, при этом был представлен едва ли не весь спектр современной поэзии - от народно-пролетарских виршей до эстетствующей зауми и эзотерического бреда. Публика приняла их прекрасно и с тех пор «Антилир» - желанный гость на наших встречах, вносящий изюминку в чтения и позволяющий публике передохнуть от более «серьёзных» авторов.

К слову, на этих чтениях случился один забавный эпизод: в перерыве у бармена зазвонил телефон и он, видимо, отвечая на вопрос «как дела?», сказал в трубку что-то в этом роде: "Да ничего, только тут у нас поэты сегодня, народу - куча". Причём слово "поэты" он произнёс так, как будто речь шла о пришельцах с планеты Альдебаран. «Далеки, безумно далеки мы от народа...» - записал я тогда в своём живом журнале. Что ж, с тех пор мало что изменилось…

Ещё один казус произошёл с группой телевизионщиков, которых Гончуков прислал освещать чтения. Дело в том, что из-за позднего вечернего времени мероприятия Арсений был вынужден прислать прислал ребят из программы «Экипаж». Последняя ежедневно радует нижегородцев репортажами с мест аварий и преступлений, весьма откровенным показом трупов и другим трэшем а-ля «НТВ». Так вот, многие встретили явление «Экипажа» как нечто само собой разумеющееся на литературной встрече - радостно и едва ли не аплодисментами. С другой стороны, поэтические чтения – действительно ЧП редкого масштаба, а главное трэша, как мы убедились выше, там тоже хватает, поэтому в приезде «Экипажа» была своя странная логика.

Третьи чтения прошли не менее интересно, но в то же время гораздо более академично. ЛИТО вернулось в кафе Город Горький, где проходили ещё первые чтения. К названию этого стилизованного под «совок» кафе трудно прибавить приставку «арт», однако оно обеспечивало главное – прекрасную спокойную обстановку для чтений.
В этот раз со своими стихами выступили Марина Кулакова, Ольга Грачёва, Андрей Царевский и Софья Грехова. Особо стоит отметить участие в чтениях и публикации на Lito.ru Марины Кулаковой. Одна из сильнейших нижегородских поэтесс, она стала очень ценным «приобретением» для нижегородской Точки Зрения.

Четвёртые чтения Лито были посвящены прозе. К тому времени необходимость проведения именно прозаической встречи Точки Зрения давно назрела: кроме уже упомянутого Андрея Кузечкина, в обойму наших авторов входило также немало других авторов, пишущих прозу на хорошем уровне – Егор Верещагин, Егор Истомин и вездесущий Арсений Гончуков.

Несмотря на то, что прозаические чтения – формат несколько более экзотичный, чем чтения поэтические, четвёртая встреча ЛИТО прошла успешно. «Интересными», «энергичными», а главное, «нужными», чтения ЛИТО и присутствовавший на них Захар Прилепин – ныне самый известный и «раскрученный» в России нижегородский писатель.

Увы, после такого прекрасного старта – 4 встречи за 3 месяца – в новом, 2007 г. деятельность ЛИТО несколько сбавила обороты. За зиму-весну 2007 г. не состоялось ни одной встречи ЛИТО, однако его авторы приняли участие во многих интересных и просто знаковых литературных событий сезона. Например, в январе мы приняли участие в сольном вечере Марины Кулаковой; в феврале Арсений организовал встречу с автором Точки Зрения, полуфиналистом «Заблудившегося Трамвая», талантливым московским поэтом Иваном Зеленцовым. Кроме Зеленцова, своим визитом нас порадовал ещё один яркий московский поэт-«точкозрянец» Артём Шепель, а также сам главред Lito.ru Сергей Алхутов. Последний при немалом скоплении народа успешно презентовал в «Городе Горьком» свою книгу «Царь и пёс».

Кроме того, лИтовцы встречались со студентами педагогического университета в рамках проекта «Стихи и студенты». Увы, эта первая встреча оказалась и последней, хотя проект обещал быть очень интересным с точки зрения «просвещения», формирования подготовленной публики, а ведь именно её отсутствие – одна из главных проблем современной поэзии.

Особая страница в истории нижегородской Точки Зрения связан с фестивалем «Молодой литератор» (за авторством творческой группы «Массолит»), призванным выявить наиболее талантливых молодых поэтов и прозаиков Нижнего. Кроме того, что «Точка Зрения» оказывала информационную поддержку фестивалю, ЛИТО также «поддержала» «Молодой литератор» своими авторами. Из 30 финалистов фестиваля – девять поэтов и прозаиков были участниками ЛИТО. Кроме того, в жюри фестиваля вошли Арсений Гончуков (который, к слову, также занимал должность «приглашённого» креативного директора фестиваля) и Марина Кулакова. А самое главное, именно участник Точки Зрения – Софья Грехова стала победительницей фестиваля в номинации «поэзия».

Сама же «Точка Зрения» вновь встала на колёса лишь через полгода. Её «отец-основатель» Арсений Гончуков переключился на другие крупные проекты. Одним из таких проектов стал фестиваль столичных городов «Литератерра», в котором приняли участие известнейшие русские поэты и представители многих «толстых» журналов. Специально под фестиваль был организован уникальный для Нижнего сайт «Литератерра», сразу же ставший главным литературным порталом города.

Таким образом, в связи с занятостью Арсения назрела необходимость смены главы ЛИТО. В конце ноября им стал ваш покорный слуга. Передо мной стояли две задачи: возобновить встречи ЛИТО и напомнить этим о нижегородской Точке Зрения как о самостоятельном и «живом» литобъединении; кроме того, необходимо было обеспечить ЛИТО приток свежей крови, тем более что за время его простоя на литературном горизонте Нижнего появились новые талантливые авторы.

Один из них – блеснувший на проводившемся в рамках «Литератерры» турнире поэтов Владимир Безденежных. Именно он вошёл в «основную программу» первых чтений ЛИТО в этом сезоне. Кроме Владимира, в их основной программе читали уже проверенные «бойцы» ЛИТО Марина Кулакова и Екатерина Маркус, а также ещё один новичок Точки Зрения – Алёна Агеева. Алёна – поэт хотя и молодой, но уже достаточно опытный, участник многочисленных чтений и других литературных мероприятий, финалист второго «Молодого литератора».

В общем, ЛИТО вновь обрело осязаемое и целостное оффлайновое существование. Впереди у нас много планов, в том числе работа в новых и возрождение старых форматов (в том числе проекта «Стихи и студенты»). Кроме того, готовится выпуск альманаха филологического факультета ННГУ «Слова», полностью посвящённого авторам ЛИТО. Нижегородская Точка Зрения, выйдя из сети в реальность «живых» литературных чтений, теперь обретает своё воплощение на бумаге. И это закономерный этап в жизни любого серьёзного и активно развивающегося литературного объединения, каковым, я надеюсь, ЛИТО останется и в дальнейшем.



мероприятия   площадки   фестивали и конкурсы   колонки   авторы   периодика   лирунет   фото   книги   
© 2005-2011 «Всемирная Литафиша»       о проекте  реклама  сотрудничество


Женское здоровье и красота