мероприятия   площадки   фестивали и конкурсы   колонки   авторы   периодика   лирунет   фото   книги   

Новые публикации

26.10.12 | Андрей Коровин: "НАШ ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕК БУДЕТ БРОНЗОВЫМ"

Автор: Андрей Коровин

– Андрей Юрьевич, в Википедии написано, что вы – «один из немногих активных организаторов литературного процесса в Москве и других городах». Насколько это соответствует действительности?

– Википеди читать дальше...


29.09.2012 | Валерий Прокошин. «Ворованный воздух»

Автор: Елена Сафронова

Валерий Прокошин. «Ворованный воздух». — М., Арт Хаус медиа, Библиотека журнала «Современная поэзия», 2012

Три года назад, 17 февраля 2009 года, не стало Валерия Прокошина (1959-2009) — одного из с читать дальше...


Юрий Ракита.

04.04. Трое в лодке не считая ста тысяч или Что такое литературное радио

(Текст выступления на презентации Литературного Интернет-радио 03.04.2007)

Добрый вечер!

План вечера. Как вы уже знаете, сегодня у нас состоялось официальное открытие сайта LITRADIO.RU. Сайт сменил дизайн – и сегодня мы здесь покажем, как он теперь выглядит, и как им пользоваться. Кроме этого, естественно, мы расскажем о самом проекте – как и зачем он был создан, какие у нас планы, как и с кем мы надеемся по этому проекту сотрудничать. Более того, как я и обещал вчера в ЖЖ, в конце своего вступления я расскажу вам о планах развития Литературного радио такое, чего мы еще никому не рассказывали, поскольку сами не были уверены в технической и организационной осуществимости этого.:) В общем, мы очень постараемся, чтобы эта первая, информационная часть вечера была предельно насыщенной и в то же время не очень затягивалась, поскольку во второй части нас ожидает выступление замечательных авторов: сегодня с нами (а также в активной ротации на литературном радио): Дмитрий Воденников, Дмитрий Тонконогов, Андрей Родионов, Анна Русс. Ну, и наконец, после поэтических выступлений нас ждет обещанный фуршет, и также мы раздадим вот эти презентационные диски Литературного радио, которые тоже сейчас покажем. Вот такая у нас на сегодня программа.

Теперь позвольте перейти собственно к презентации нашего проекта.

Начну, естественно, от печки. История проекта. Мы тут гордо заявляем, что сделали Первое Литературное радио, но на самом деле идея эта носилась в воздухе. Многие в последние годы говорили о том, что надо бы такое или что-то подобное сделать. В 2004 году был задуман и проработан, но по ряду причин не реализован подобный проект на базе журнала «Сетевая поэзия» (ныне – «Современная поэзия») и сайта www.rukomos.ru (сайт лито «Рука Москвы»). Осенью 2005 года сайт www.litafisha.ru анонсировал серию прямых аудио- и даже видео-трансляций матчей Открытого командного чемпионата Москвы по поэзии «За стеклом», однако и этот проект по техническим причинам реализовать не удалось. Летом 2006 года к идее литературного Интернет-радио самостоятельно пришли кураторы проекта Виртуальный клуб поэзии (www.ctuxu.ru), уже имевшие опыт ранее организации Интернет-конкурса звучащей поэзии. В результате, в начале 2007 года, объединив свои усилия, энтузиасты идеи литературного Интернет-радио из обеих наших команд смогли реализовать проект Литературного Интернет-радио, представленный вашему вниманию.

Таким образом сформировалась администрация Литературного Интернет-радио, которая на сегодняшний день выглядит так:
Директор вещания: Денис Сибельдин (представляется)
Технический директор: Виктор Черненко (представляется)
Генеральный продюсер: Юрий Ракита (ваш покорный слуга)
Кроме этого, как легко догадаться, наш проект, как всегда, поддерживает группа благородных и анонимных спонсоров.:) Сразу скажу, что на сегодня этот проект мыслится как принципиально некоммерческий. Его цель – не зарабатывание денег, а пропаганда звучащей литературы, объединение слушателей и авторов по всему миру, активизация литературного процесса на местах. Средства на него дают частные спонсоры-энтузиасты, которые увлечены этой идеей. Если бы мы делали FM-радиостанцию, то вряд ли смогли бы обойтись без серьезных инвесторов, коммерческой составляющей, продажи рекламного времени и т.п. К счастью, Интернет-проекты не требуют такого объема вложений – как первоначальных, так и текущих.

Что такое Литературное Интернет-радио? Что это за формат, и зачем он вообще нужен? Литературное Интернет-радио – это радио в Интернете, которое непрерывно вещает 24 часа в сутки без рекламы и музыки. Это первый проект подобного рода, не имеющий аналогов ни среди традиционных радиостанций, ни в сети Интернет:
- Это первый радио-проект, полностью посвященный русской литературе, причем акцент делается на представлении современного ее состояния.
- Это первое радио, в эфире которого большую часть времени будет звучать не музыка и даже не проза, а поэзия.
- Это первая попытка создать радиоканал, регулярно транслирующий «живые» литературные мероприятия, происходящие практически по всему миру.
- Важной частью проекта является развитие и популяризация жанра литературного аудиоклипа (литературно-музыкальной и музыкально-поэтической композиции).

Первые два пункта – это, можно сказать, просто обозначение концепции и медийной «ниши» нашего радио. Мы не музыкальное радио, не радио «про культуру вообще». Мы – литературное радио. И потому отдаем предпочтение тем звучащим литературным текстам, прослушивание которых доставляет не меньшее удовольствие, чем чтение. Когда говоришь об этом за пределами собственно литературной тусовки, которая «в теме», первая реакция обычно стандартная: «А что, бывают поэты, которых можно слушать?» Думаю, сегодня во второй части презентации мы еще раз убедимся, что такие поэты бывают.:) Популяризация этого факта – одна из базовых задач нашего радио.

Почему мы считаем столь важной частью проекта трансляции литературных мероприятий? Дело в том, что в последние годы мы наблюдаем некий бум офлайновой литературной жизни, характеризующийся огромным числом литературных и прежде всего поэтических вечеров и фестивалей, которые проходят не только во всех крупнейших городах России и сопредельных государств, но теперь уже и по всему миру. При этом меняется и качественная сторона офлайновой литературной жизни. В ней все больше становится ярких шоу, перформансов, соревнований. Становятся привычными такие формы проведения вечеров как «слэмы» и «Турниры поэтов». В прошлом сезоне, здесь, на этой площадке был проведен Открытый командный чемпионат по поэзии «За стеклом». К сожалению, основной недостаток живых литературных мероприятий заключается в том, что их могут посетить лишь несколько десятков, максимум сотен человек, которые для этого должны оказаться в нужное время в нужном месте. А как быть тем остальным сотням и тысячам любителей литературы, которые находятся в этот момент за многие километры? Именно для них, мы будем на нашем литературном Интернет-радио организовать регулярные аудиотрансляции важнейших литературных и поэтических мероприятий -- сначала из Москвы, затем из Санкт-Петербурга, Киева, Казани, впоследствии -- из самых различных мест по всему миру... У нас уже есть предварительные договоренности с энтузиастами на местах, которые будут этим заниматься.

Что такое литературный аудиоклип? Это всем известная литературно-музыкальная композиция, когда стихи читаются под музыку. Но при этом получается не песня и не рэп, а именно авторское чтение поэтического (или даже короткого прозаического) произведения, на которое в качестве фона подкладывается музыка, и если это делается удачно, то произведение получает новое качество. Мы считаем, что по качеству «заполнения субъективного времени в эфире» аудиоклипы являются более «радийным» форматом, чем просто стихи, без музыкального фона, но при этом, в отличие от песен и рэпа музыка и ритм не отвлекают внимания от собственно поэтического текста и произведение остается прежде всего литературным. Примеры таких композиций в исполнении Дмитрия Воденникова с самого начала тестовой эксплуатации находятся у нас в эфире Литрадио. Другой пример – клипы группы Рукомос, очередной диск которого мы тут презентовали ровно две недели назад, и если у кого-то еще случайно его нет, то сегодня после презентации мы снова раздаем его совершенно безвозмездно.:)

Ну, и наконец, главный вопрос про формат Литературного Интернет-радио. Зачем оно такое вообще нужно, если, с одной стороны, в сети уже есть ресурсы, где можно свободно скачать поэтические mp3, а с другой стороны – Интернет-радио еще и не совсем радио, раз его нельзя слушать по обычному приемнику?
Спрашиваете – отвечаем.

Сначала про разницу между форматом Интернет-радио и сервисами для скачивания. Здесь мы видим следующие отличия:
- облегчение навигации за счет опоры на поток ротации;
- наличие [прямых] трансляций мероприятий;
- возможность голосового интерактива во время передач;
- наличие дополнительного информационного контента.
Проблема навигации – главная проблема пользователя любых сетевых ресурсов – хоть литературных, хоть музыкальных. Я могу скачать и прочитать или прослушать любое стихотворение любого автора. Но как выбрать? Могу выбрать уже знакомое – но тогда я заведомо буду читать и слушать примерно одно и то же. Если потянусь к незнакомому - с очень большой вероятностью попаду на какую-нибудь ерунду. Хорошо бы кто-то отобрал и подсказал мне пару примеров. Именно поэтому в машине большинство людей предпочитают слушать не диски, которые уже прослушаны неоднократно и набили оскомину, а любимое радио – где музыка в целом такая, какая нравится именно тебе, и в то же время, в ротацию постоянно добавляются все новые исполнители. Вот услышу по радио одну песню кого-то, кто мне понравится – пойду и куплю (или скачаю) целый диск. Мы надеемся, что литрадио будет работать также. Для этого мы в самое ближайшее время создадим на сайте механизм индикации авторов и произведений. Здесь мы знаем за собой вину, мы с этим затянули, но очень скоро сделаем – имя автора, который в данный момент выступает, будет, во-первых, произноситься вслух перед каждым треком в ротации, а во-вторых, его можно будет одновременно прочесть в окне трансляции в специальной строке.И с этой надписи по ссылке можно будет найти другие записи, возможно, фотографии, а также тексты этого автора. Так, мы надеемся, все это будет работать.
Почему важны трансляции – я уже говорил. Когда мы научимся делать прямые трансляции, я думаю, именно они будут собирать наибольшее количество слушателей одновременно.
Под интерактивом я подразумеваю обратную связь со слушателями во время эфира передач или трансляций. На Интернет-радио интерактив можно обеспечивать двумя способами:
• в Интернете – через комментарии на сайте литрадио, либо в соответствующем ЖЖ-сообществе. Вариант простой, быстрый и естественный именно для Интернет-проекта. Однако при этом участвующий в диалоге слушатель не слышит себя в эфире, его слова озвучивает ведущий.
• по телефону или через skype. При этом слушатель в эфире звучат живые голоса слушателей.
Технология skype также обеспечивает возможность простой телефонной связи со всем миром, аудиоконференции и «мосты» в эфире.
Кстати, благодаря этой же технологии возможна автоматическая «самозапись» желающих, которые могут позвонить в объявленное время на объявленный телефон (skype), представиться, и прочитать одно стихотворение или короткий отрывок прозы, которые попадают, скажем на конкурс «Новые имена», о котором я еще скажу чуть ниже.
Дополнительный информационный контент нашего литературного Интернет-радио это: литературные новости, анонсы программ ведущих литературных площадок, персональные колонки и передачи известных критиков и культуртрегеров. Это информация, важная для поддержки литературного процесса, ее обязательно нужно подавать слушателю. И в общем потоке такие блоки будут слушаться, отдельно же их вряд ли кто-то станет скачивать.

Короче говоря, Литературное Интернет-радио – это нечто совсем отличное от Интернет-ресурсов для скачивания mp3. При этом на сайте Литературного радио в разделе «Подкаст» мы все-таки планируем выкладывать различные аудиоматериалы, доступные для легального бесплатного скачивания (об этом скажу два слова в конце презентации). Но только для того, чтобы радио осуществляло свою функцию помощи навигации – еще несколько примеров произведений автора, находящегося в ротации, в качестве «рекламы». Дальше – идите по ссылке, ищите другие его тексты и записи. Потому что Литературное Интернет-радио является по основному своему назначению литературным СМИ, а не коллекцией аудиозаписей.

Теперь про «не совсем радио». Жалеем ли мы, что у нас нет вещания в FM-диапазоне? Честно скажу – жалеем. Потому что без FM мы теряем основного слушателя современного радио – водителя в автомобиле. Но, во-первых, мы работаем над тем, как до него все-таки добраться. Способы есть. Это и составление альбомов mp3 для скачивания в мобильные плейеры, и запись аудиодисков «хиты Литературного радио». И такие экзотические способы как трансляция Интернет-радио через мобильные телефоны. Криво, конечно, но мы, так или иначе, со временем до водителей доберемся. А во-вторых, и это главное – Интернет дает географический охват и досягаемость самых отдаленных точек на Земле. Для нас очень важно, чтобы Литрадио слушали везде, где есть любители русской литературы и поэзии. А они сейчас есть по всему миру. Наша потенциальная аудитория – крайне велика. Между тем, чтобы иметь охват в FM-диапазоне радиостанции требуется в каждом крупном городе завести по передатчику. И все равно они все еще транслируют свое вещание в Интернете – потому что там аудитория больше. Так что мы, конечно, жалеем, что мы не вещаем на FM в Москве и Питере, но думаем, что через год-другой это будет уже практически неважно – наш слушатель нас найдет и будет слушать. Это потенциально несколько десятков, а то и сотен тысяч человек. Нам кажется, неплохо.

Теперь очень коротко о политике вещания и о принципах управления Литрадио.

При отборе эфирных материалов Литературное Интернет-радио мы собираемся придерживаться следующих основных принципов:
- Максимально полно, адекватно и сбалансировано отражать существующую литературную ситуацию, не отдавая предпочтения каким-либо литературным группам и направлениям;
- Популяризировать признанные достижения современной литературы и поэзии;
- Предоставлять шанс новым авторам, новым направлениям, экспериментальным формам поэзии;
- Обеспечивать максимально возможный географический охват современной русскоязычной литературы.
Не буду подробно на этом останавливаться – на сайте вывешен достаточно объемный текст «Декларация о политике вещания». Он есть и в презентационных материалах на этом диске. Почитайте, увидите, как мы все это себе представляем.

Вы скажете: «Допустим. Но кто нам гарантирует, что все эти высокие принципы будут выполняться?» Об этом мы тоже подумали, и для этого на Литературном Интернет-радио будет специальный представительный орган.
Формирование и отбор материалов для Литературного Интернет-радио будет контролировать Общественный совет, в состав которого войдут представители известных литературных журналов, кураторы крупных литературных площадок и фестивалей, руководители сетевых литературных проектов, известные поэты, писатели и критики. Общественный совет должен стать гарантом литературного уровня проекта и одновременно – механизмом обеспечения полноты, репрезентативности и сбалансированности представляемого в эфире образа современной русской литературы. На сайте и на этом диске также есть достаточно подробная «Декларация об Общественном совете». Там описано, что при желании Совет может полностью контролировать до 80% вещания, и администрация обязана ему подчиняться.

Зачем мы – авторы проекта - добровольно накладываем на себя такие ограничения? Соображения тут следующие. Если бы наше литературное радио было сотым в ряду аналогичных, вполне вероятно, мы захотели бы во всех вопросах организации вещания, отбора контента, создания рубрик, выбора ведущих и других подобных вопросах руководствоваться только собственным вкусом, пристрастиями и интересами. Однако поскольку создаваемое литературное радио является первым и пока единственным проектом такого типа, мы, осознавая свою ответственность перед русским литературным сообществом, с самого начала мыслили данный проект как проект общественного литературного радио. «Общественный» в данном случае означает «контролируемый обществом». Точнее – русскоговорящим («русскопишущим») литературным сообществом. Еще точнее – той частью этого сообщества, которая способна о чем-то договориться и чем-то управлять на основе взаимно согласованного, внятно понимаемого и честно соблюдаемого баланса интересов всех литературных «сторон», участвующих в проекте.

На сегодня мы уже получили предварительное согласие войти в наш общественный совет от представителей: Журналов «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Арион», «Критическая масса»… Переговоры с представителями журнала «Воздух» ведутся. Литературных площадок: «ОГИ-ПирОГИ-Билингва», «На самотеке», «Классики XXI», Булгаковский дом… Сетевых проектов: Стихи.ру, Поэзия.ру, Термитник поэзии, Виртуальный клуб поэзии, Вечерний Гондольер и ряд других.
Представители литературных журналов, критики должны обеспечить уровень и интеллектуальное наполнение нашего канала. Содействие кураторов литературных площадок и фестивалей для нас очень важно, так как без них мы никак не сможем реализовать заявленную идею тотальной трансляции офлайновых мероприятий. Но и участие массовых сетевых площадок для нас принципиально. Потому что прежде всего это наша целевая аудитория. При этом мы никак не конкурируем с собственным профилем этих проектов, а дополняем их текстовый контент своим звуковым и наоборот. Так что у нас есть все основания для плодотворного сотрудничества.

Последние две темы сегодняшней презентации: наши партнеры и наши планы.

Литературное радио ищет партнеров!
- Литературное Интернет-радио приглашает к участию в этом проекте всех, кто имеет отношение к современной русской литературе и поэзии. Если вы проводите литературные вечера, делаете поэтические фестивали, записываете литературные или поэтические аудиоклипы, ведете любые другие литературные проекты или просто участвуете в них – то есть создаете потенциальный контент, который может быть использован в формате литературного радио – вы можете стать партнерами Литературного радио.
- Литературное Интернет-радио приглашает к сотрудничеству сетевые литературные и радио проекты – с целью взаимополезного обмена информационными ссылками, баннерами, новостями, анонсами, звуковым и текстовым контентом.
- Литературное Интернет-радио приглашает к сотрудничеству офлайновые радио проекты, в том числе – региональные FM-станции, с целью обмена новостями, анонсами, звуковым и текстовым контентом. Планируется предоставление качественного оригинального звукового контента Литературного Интернет-радио для трансляции в эфире региональных FM-станций на бесплатной основе, но с обязательным указанием источника аудиоматериалов.
Связывайтесь с Литературным Интернет-радио по адресу: feedback@litradio.ru

Наши планы:
- Ближайшие технические новшества: определитель авторов. Об этом я уже говорил. Это важно, и мы сделаем это буквально на днях.
- Ближайшие юридические новшества: договора с авторами, легальное скачивание. Я уже говорил, что глобальная цель этого проекта, да, в общем-то, и всех проектов, которыми мы пытаемся в последнее время заниматься – ни больше, ни меньше вернуть литературу и поэзию в фокус общественного внимания. Можно сказать, что все это – большая промо-акция, имеющая целью оптом «продать» нашему обществу звучащую литературу и, прежде всего, поэзию. А за образцы товаров во время рекламных акций, как известно, с покупателя денег не берут. Поэтому на нашем сайте для слушателей и пользователей все бесплатно. Но мы постараемся быть ответственным СМИ и действовать по закону. А именно – мы в скором времени начнем подписывать с нашими авторами договора, в которых они дадут официальное разрешение на неограниченное использование и распространение своих аудиозаписей (не вообще всех, а совершенно конкретных отдельных треков), которые будут рассматриваться как «образцы продукции», о чем и шла речь выше. Без такого разрешения мы ничего на сайт для скачивания выкладывать не будем. Литературное радио чтит уголовный кодекс:), поэтому тем авторам, которые принципиально никогда ничего не делают забесплатно, вероятно, на нашем радио места не найдется.
- Ближайшее крупное офлайновое событие: фестиваль Литрадио. Он будет в июле в «Липках». Многие помнят Слеты-фестивали сетевой поэзии, которые мы как биеннале проводим раз в два года в подмосковном пансионате «Липки». В последний раз главные темы этого фестиваля были «Живой Журнал» (фестиваль «Каррент-поэтри» Караулова-Лукомникова) и финал «Турнира поэтов». В этом году это будут, безусловно, Литрадио и, вероятно, колаборативная фильтрация. Это технология, которая, как я думаю, в ближайшие годы сделает революцию в сетевой литературе, в том числе и звучащей. Но это отдельная тема, и про нее сегодня я рассказывать не буду, иначе презентация не закончится никогда.
- Ближайшие структурные новшества: несколько «кнопок» внутри Литертурного радио!
Это тот самый обещанный в начале сюрприз. Совсем недавно мы научились делать внутри нашего сервера отдельные потоки (каналы) с независмым набором контента в ротации. Разобравшись с этой технологией, мы собираемся в самом ближайшем будущем сделать в рамках Литературного радио несколько разных "кнопок", внутри которых контент будет в том или ином смысле более однородным, чем в главном канале Литрадио, который при этом станет станет «первой кнопкой». Технологически важно, что, вообще говоря, каждая кнопка может транслироваться независимо – с отдельной страницы на сайте Литрадио. В качестве ближайших «стилевых» каналов мы наметили канал под условным названием «Литрадио.Классика» и канал под условным названием «Литрадио.Акутальная поэзия» (это еще уточняется). Кроме того, «по географическому принципу» мы надеемся создать каналы «Литрадио.Украина» и «Литрадио.Белоруссия» (это для начала). Мы надеемся, что вокруг каждого из каналов сложится собственная креативная и ответственная команда, которая будет заниматься отбором произведений и материалов. Разумеется, в рамках правил Литературного радио.
И наконец – эта идея давно зрела – в качестве базы для аудиоконкурса «Новые имена», который мы задумали давно, как один из существенных элементов нашего проекта, мы создадим канал «Литрадио.Открытый микрофон», на котором будут с минимальным отбором ротироваться аудиозаписи в формате mp3, присланные нашими слушателями. Победители конкурса (прошедшие редакторский отбор) попадут в ротацию нашего базового канала, и мы пригласим их на фестиваль Литрадио.
На что будут похожи все эти отдельные новые каналы, и чем они будут отличаться от нашего базового канала «Литературное радио»? Они будут похожи как раз на то Литрадио, которое вы слушали до сих пор, где практически 100% времени занимает жесткая ротация отдельных произведений, и нет ни передач, ни трансляций, ни интерактива. Передачи, трансляции, интерактивные шоу – все это будет на нашем главном канале. На локальных «кнопках» будет только ротация коротких записей – стихов, короткой прозы, аудиоклипов, из служебных текстов – трехминутных новостей, анонсов и, возможно, маленьких авторских колонок критиков. Но и с этим арсеналом, как нам кажется, креативная команда способна сотворить качественный и оригинальный радиопродукт. Так что мы приглашаем всех к сотрудничеству. В том числе – и тех, кто способен курировать отдельные «кнопки»-каналы Литрадио. Разумеется, принимать решение, кому дать, а кому не дать в управление «кнопку», администрация будет принимать только вместе с Общественным Советом.

На этом, собственно, с информационной частью все. Разрешите перейти к долгожданной поэтической части…



мероприятия   площадки   фестивали и конкурсы   колонки   авторы   периодика   лирунет   фото   книги   
© 2005-2011 «Всемирная Литафиша»       о проекте  реклама  сотрудничество


НДВ татуировки бойцов без правил фото купить швеллер в тоннах.